История и культура Египта 3.

 

Когда царица Хатшепсут умерла, ставленник военной партии Тутмос 3 взял реванш. Он направился в Азию, где многочисленные царьки (видимо, гиксосского происхождения - старые враги!) дали ему бой. Тутмос одержал полную победу, включив Сирию и Палестину в свою империю. Он проник и за Евфрат, разорив могущественную страну Митанни. На юге Египту покорилась большая часть Куша (нынешний Судан).

После смерти Тутмоса 3, к власти снова приходит жреческая партия. Такая "двухпартийная система" была характерна для всего Ближнего востока того времени. Военная и жреческая партии либо правили попеременно (как в Египте) - создавая определенный баланс; либо одна торжествовала над другой (военная в Ассирии, жреческая в Вавилоне) что круто меняло историю страны.

Устав от засилья жрецов, фараон Аменхотеп 4 (1372 - 1354 гг. до н.э.), знаменитый и по своей супруге Нефертити, провел радикальную религиозную реформу. Он, опираясь на служилых людей, официально заменил культ верховного фиванского бога Амона культом Атона (солнечный диск, простирающий лучи-руки). Фактически, это была первая в истории попытка введения единобожия. Как известно, многие монархи поддерживали единобожие, не без основания полагая, что оно будет способствовать упрочению их власти.

Аменхотеп 4 ("Амон доволен") велел называть себя Эхнатоном ("Угодный Атону"). Он сам стал верховным жрецом, конфисковав многие земельные владения старого жречества. Эхнатон построил новый город Ахетатон (близ нынешней Эль Амарны, из кирпича, и потому крайне непрочный). Египетскую культуру этого времени искусствоведы так и называют Амарнской (отличающейся раскованностью в передаче человеческих фигур, отходом от египетского канона). Но, после смерти фараона-реформатора произошел переворот. Юный зять Эхнатона Тутанхатон вернул старые порядки (и стал называться Тутанхамоном).

Политика Эхнатона была крайне неудачной и на внешней арене. В сущности, он оттолкнул обе партии - и жреческую и военную, прекратив экспансию вовне. На территории Малой Азии, тем временем, резко усилилось Новохеттское царство (воспользовавшись и тем, что его конкурент Митанни в Сирии и Северной Месопотамии было сильно ослаблено Тутмосом 3). Оно утвердило свою власть в Сирии и на большей части Палестины.

Интересно отметить характер правления в обоих этих государствах. В Митанни правящая династия была индоарийского происхождения, и поклонялась индоарийским богам Варуне, Индре и Ашвинам. Большинство населения же было хурритским. В Новохеттской державе, где индоевропейцы (хотя и не арии) были основным населением, династия исповедовала веру в хурритских богов.

Фараон Рамсес 2 (19 династия) начинает решительные военные действия против хеттов. Решающую роль здесь играли боевые колесницы. У египтян они были двухместные (воин и колесничий), у хеттов - более тяжелые трехместные (копьеносец, лучник и колесничий). Вообще, надо сказать, что хеттское войско отличалось сильным натиском, но "коротким дыханием" и не выдерживало изматывающую войну.

В решающем сражении при Кадеше (Сирия) сошлось 35 тысяч египетских, и 30 тысяч хеттских воинов. Но победу не удалось одержать ни одной из сторон (вследствие излишней горячности Рамсеса и нерешительности хеттской пехоты). Северная Сирия осталась за хеттами.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

История и культура Египта 4.

Карта сайта.