Ассирия.

 

После периода хаоса, выросло значение молодого аккадского города Вавилон. Царь Хаммурапи (знаменитый по стелле, на которой сохранились тексты его законов) вновь объединил Междуречье, создав Древневавилонскую империю. Однако при его преемниках она получила страшный удар от хеттов (индоевропейского народа, населявшего Малую Азию (нынешняя Турция без Курдистана) и в течении второго тысячелетия до н.э. образовывавшего могущественное государство). Хетты ограбили Вавилон и ушли, но ослабленная после войны страна стала легкой добычей горного племени касситов, около пяти столетий осуществлявших там свое господство.

Постепенно, на северной окраине Месопотамии сложилась новая, родственная аккадцам, этническая общность - ассирийцы. Они, не проявляя особой оригинальности в сфере литературы, искусства, не создав передовых форм хозяйственной деятельности, обладали тем, что Ницше назвал бы ярчайшим проявлением "воли к власти". Удивительно целеустремленно ассирийский народ шел к господству над всем Ближним Востоком. Делалось это исключительно военным путем.

Дело в том, что в политическую борьбу в городах Древней Месопотамии часто в упрощенной форме можно представить как противостояние финансово-жреческой и военной группировок. В Ассирии безусловную победу одержали военные и навязали всем окрестным государствам тотальную войну на уничтожение.

На пути к мировому господству эту страну подстерегали три срыва. Первый раз она натолкнулась на мощную державу Хаммурапи. Второй раз Ассирия явилась объектом нашествия арамеев. Арамеи были еще одним семитическим народом, первоначально занимавшим территорию современной Иордании. Они наводнили многие районы Ассирии, рассекая ее территорию на отдельные куски. Постепенно, арамейский язык вытеснил аккадский (Иисус Христос в первом веке н. э. говорил по арамейски). Но арамеи не создали единой державы и куски Ассирии, концентрировавшиеся вокруг ее уцелевших городов, вновь срослись в единое целое, продолжив экспансию.

В третий раз опасность подстерегал Ассирию с Севера, в лице новой державы - Урарту (население которой, видимо, принадлежало к хурритам, чьими отдаленными потомками являются многие народы Кавказа).

Цари Урарту, схватившись с Ассирией не на жизнь, а не смерть, старались вклинить свои владения в ее территорию на западе и востоке, охватив коренные ассирийские земли с городами Ашшур, Нимруд, Ниневия. Но вторжение скифов вычеркнуло Урарту из рядов великих держав. Наступило время последнего и самого яркого взлета Ассирии.

Ее правители перешли к "политике Насаху", суть которой заключалась в широкой программе насильственного переселения народов. Таким образом, они стремились достигнуть следующих целей: преодоление сопротивления недавно покоренных стран, унификации империи, высвобождения коренных ассирийцев для пополнения армии. Проявлением данной политики явилось и знаменитое "ассирийское пленение" евреев, когда были уведены и были ассимилированы десять колен народа израильского.

Ассирийская армия стала наиболее боеспособной силой на Ближнем Востоке. Она широко использовала железное оружие, воины были закованы в пластинчатые брони, существовали различные рода войск, оснащенные передовой по тем временам осадной техникой. Устрашение наводила и чрезвычайная, даже по тем временам, жестокость ассирийцев и их натасканные на людей боевые псы.

Жертвами этой военной машины стали позднехеттские царства, Элам, арамейские княжества, Палестина, даже Египет. Но войны истощили ассирийский народ, соседи же начали перенимать прогрессивный военный опыт. На территории Ирана возникло Мидийское царство, обладавшее, подобно скифам, новым родом войск - конницей. На юге же отпал Вавилон, власть в котором захватили выходцы с южного побережья Персидского залива халдеи (они считаются потомками бежавшего от ассирийцев населения). Эти два государства сломили мощь Ассирии, разделив ее владения.

 

История и культура Междуречья 3.

Карта сайта.