История и культура Персии 2.

 

Вторым крайне важным аспектом новой религии стал ее дуалистический характер. Конечно, элементы дуализма существуют во мировоззрениях. Присутствовали они и в древних мифологиях (То, что структуралисты называют "бинарными оппозициями: "добро - зло", "верх - низ". Однако не следует преувеличивать их значение). Но настоящая, глубоко разработанная дуалистическая доктрина была впервые разработана иранским пророком. Более того, все последующие концепции так или иначе связаны с зороастризмом, будь то добуддийская тибетская религия бон, манихейство, финно-угорские и самодийские мифологии и т.д. Христианство, де-юре стоящее на позициях монизма, де-факто все средневековья являлось дуалистическим мировоззрением. В чем же причина живучести доктрины дуализма?

    В современном политическом языке существует понятие "однополюсная картина мира". Субъект международного права, выдвигающий претензии на то, чтобы являться единственным центром власти, автоматически обращает на себя огонь критики, пусть не всегда справедливой. Нечто сходное мы наблюдаем и в области древних идеологий. У тех, кого называют "язычники" все относительно просто - богов много, и источников власти много. Но вот вызревает представление о справедливом верховном боге и рождается монотеизм. Тут  то и возникает проблеме зла в мире. Если бог всемогущ и всеблаг, то он несет высшую ответственность, за все происходящее в мире.

    Понимая проблему, теологи монотеизма говорили о непостижимости божественного провидения и персональной ответственности человека. Но искателей истины во все времена не удовлетворяли эти объяснения. И здесь брал свое слово дуализм, не только как концепция, но и как мироощущение. Он говорил о двух полюсах бытия, светлом и темном началах. Причем, если, например, у китайцев темное начало Инь было всего лишь неразумным, бездеятельным, то по Заратуштре зло активно и нацелено на захват власти над миром. И каждый человек (да и вообще живое существо от небожителя до муравья) выбирает, на чью сторону встать в гигантской битве двух полярных сил.

    Другими достижениями зороастризма были концепции ангельских иерархий, фарна (ореола святости). Как уже отмечалось, Верховным (и первоначально единственным после реформы Заратуштры божеством) являлся Ахура Мазда. Но иранский пророк понимал положительную сторону политеизма, где множество богов отражало разнообразие мира. Поэтому в зороастризме появились семь амешаспентов, за каждым из которых была закреплена определенная функция. Условно они соответствуют христианским архангелам.

Кроме амешаспентов существовали и фраваши - души неродившихся еще людей и одновременно ангельское воинство.

    Все мы видели изображения христианских святых с круглым светящимся нимбом вокруг головы. Но впервые этот нимб появился над головами священных иранских царей и героев. Он назывался "Фарн" и представлял собой самостоятельное божество, иногда изображаемое в образе барана.

 

Фарн (авестийск. “хварна”) означает “блеск”, “сияние”, “слава”, “божье благословение”. Хварна “...для царей Парадата и Кавиев - знак богоизбранности, царственной принадлежности, власти <...> для героев - залог их славы и победоносности, для “простых смертных” - изобилие, удача, богатство...” (И. Рак, «Зороастрийская мифология», 1998, 515). Один из вариантов хварны - нимб вокруг головы - пережил зороастрийский Иран и стал непременным атрибутом христианского святого. Другой, более древний, мыслился в облике барана. Бараньи рога служили частью короны шаханшаха, что уходит корнями еще в бронзовый век Луристана.

 

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

История и культура Персии 3.

Карта сайта