История и культура Персии 4.

 

Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).

    В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.

    Новая династия Сасанидов всецело пользовалась поддержкой могущественного зороастрийского жречества. Она вела постоянную борьбу с Римом и сменившей его Византией. Несмотря на некоторое преобладание персов, граница между двумя великими державами раннего средневековья, в целом, изменялись мало. В 6 веке Иран пережил революцию маздакитов, практиковавших уравнение имущество и общность жен (они опередили Маркса на полторы тысячи лет!). Справившись с последствиями социально-политческой катастрофы, персидские цари провели ряд реформ, превративших свое сословно-кастовое государство в неограниченную деспотию. Обладая властью над ресурсами страны, царь Хосрой Парвиз с новой силой развернул наступление на позиции Византии, желая восстановить державу в границах империи Ахеменидов.

    Персам удалось оккупировать Египет, Сирию и Малую Азию и подойти к Константинополю. Но новый византийский император Ираклий нанес мощный контрудар на севере через Армению. Персы были вынуждены подписать мир.

    Истощение обеих держав было столь велико, что когда на Ближнем Востоке появилась новая сила - арабы, тем удалось захватить половину территории Византии и весь Иран. Для последнего арабское завоевание представляло подлинную катастрофу. Арабы принесли с собой мусульманскую религию. Мусульмане признавали право на существование за христианством и иудаизмом, последователи которых назывались "людьми писания".

Для язычников же, к которым мусульмане относили представителей всех остальных вероисповеданий, наступили тяжелые времена. Правда, вынужденные считаться с реальностью, новые правители стали называть людьми писания и зороастрийцев, которые еще в 10 веке н. э. составляли значительную часть населения. Но эта часть постоянно уменьшалась, особенно за счет представителей низших социальных слоев, для которых принятие ислама открывало широкие перспективы предпринимательства и служебного роста.

    При этом продолжала существовать некоторая рознь между персами и арабами. Но персы нашли идеологический выход для своей новой культурной идентификации в рамках мусульманской религии. Они создали направление шиизм ("Шии Али" - "Партия Али"), в котором особым почтением пользуется фигура Али - трагически погибшего халифа и друга пророка Мухаммеда.

    Конечно, элементы зороастризма оказывали влияние на политику местных правителей, особенно в эпоху нестабильности. Так возник знаменитый персидский эпос "Шахнаме", созданный Фирдоуси и его предшественниками для Саманидов, династии восточноиранского происхождения. Он стал одним из главных компонентов богатейшей культуры иранского средневековья.

    В настоящее время в мире насчитывается около двухсот тысяч зороастрийцев, большая из которых живет в Индии, образуя особую касту парсов.

 

Алексей Фанталов.

 

История Греции 1.

Карта сайта